Вы здесь

Есть ли «Бог» на свете? и Кто за нас в ответе?

Евгений Пономарёв

Предисловие

«Ура! Да здравствует! Нами правит самый замечательный и самый лучший! Мы самые сильные и у нас самые большие ракеты! У нас больше всех нефти и газа и, если мы перекроем «кран», то наши соседи, подыхая от голода, на коленях приползут вымаливать прощения!»

«Враньё! Нам врут в глаза прямо с экранов телевизоров! Всё не просто не «хорошо», а ужасно! Власть узурпирована кучкой чинуш, стремящихся набить собственный карман нефте-газо-долларами! А мы – винтики огромного механизма, застрявшего в болоте, хлюпающие в этой грязи и не способные что-либо изменить!»

Аналогичные по накалу страстей высказывания сегодня можно услышать очень часто. На первый взгляд, они прямо противоположны по своему содержанию. Но это только на первый взгляд. Маятнику без разницы, в какую сторону он отклонился, значение имеет лишь величина отклонения от центра тяжести.

На Руси системообразующей материей всегда была не просто вера, а «сверка» жизни на «Царя-Батюшку»: он и защитит, и приголубит, и лучше других всё знает, но он же, особливо после смерти (пусть только политической), является виновником всех бед и несчастий русского народа. И дело здесь отнюдь не в том, что мы все и всегда рады слепо поклоняться некоему «идолу» или также неистово его ненавидеть, что, если разобраться, без разницы. Дело в том, что больше всего на свете мы хотим снять с себя ответственность за собственную жизнь и благополучие и положить её на другого «дядю»: царя, вождя, президента, начальника, на кого угодно, кроме себя самого.

И ничего не изменится, до тех пор, пока каждый из нас не отложит в сторону рассуждения о необходимости перекрытия «газового крана» и не обратит внимание на самый обыкновенный кран кухонный, текущий уже второй год, починкой которого и следовало бы заняться в первую очередь.

Такова правда. Но это ещё не вся правда. Поэтому, если вы только что сделали для себя открытие, которое вам крайне неприятно, то может быть дальше читать и не стоит.

Глава первая
Есть ли «Бог» на свете?

Помните, когда-то давно-давно, когда мы были совсем-совсем маленькими, мы искренне верили в Деда-Мороза. И вот однажды, когда мы чуть-чуть подросли, мы заметили, что его борода из ваты, а из под неё проглядывают папины усы. Сложно передать ощущения, переживаемые ребёнком в тот момент… Ощущение, что тебя обманули, предали, что у тебя украли что-то очень-очень важное. Хочется закрыть глаза, убежать и забыть об этом навсегда-навсегда, как о страшном сне… но в этот самый момент из под красной шубы предательски выглядывают папины штаны… и всё… разочарование… и пустота…

А потом ребёнку становится стыдно: стыдно перед сверстниками, которые ещё в прошлом году убеждали, что Деда-Мороза нет, а он отказывался им верить. Много лет спустя, забыв и про разочарование, и про стыд, мы продолжаем радоваться Новому Году и не представляем его себе без красной шапочки Деда-Мороза. Но сравнить то место, которое он занимает в нашем сознании, с его местом в сознании ребёнка просто невозможно.

Во второй половине XIX и начале XX века человечество, неимоверными темпами наращивая своё развитие на волне третьей по счёту научно-технической революции, сделало для себя чудовищное открытие – Бога нет. Бог для человека 1000 лет назад и сегодня отличаются так же, как Дед-Мороз для маленького ребёнка и нас с вами.

В России ситуация оказалась куда более ужасной, поскольку вместе с ощущением, что Бог «умер» к власти пришли воинствующие атеисты-коммунисты. Хотя, положа руку на сердце, полагаю, что первое явилось прямой и наиглавнейшей причиной второго. Люди, веками жившие находясь под давлением внешнего контроля – глаза Божия и потому не сформировавшие контроля внутреннего, лишившись Бога, утратили контроль полностью и начали жить по принципу «что хочу, то и ворочу». Ни один вождь, никогда и ни за что на свете не смог бы заставить людей пойти против Бога. Но раз Бога нет...

Нам не дано понять весь тот неимоверный и чудовищный клубок страданий, состоящий из смеси крайней степени разочарования, стыда, безысходности и при этом абсолютной пустоты, который пришлось пережить нашим предкам. Мы родились в обществе, уже осознавшем и принявшем существование Бога как символа. Но мы можем почувствовать их переживания хотя бы в этих строках Сергея Александровича Есенина:

Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Собственно на этих строках рассуждения о том, что Есенин не мог покончить жизнь самоубийством можно смело прекратить. Человек не способен жить с пустотой внутри себя. Либо он её чем-то заполнит, либо… Есенин выбрал второе…

Но, раз мы родились на свет, значит, нашлись те, кто пошёл по первому пути. Думаю, вы уже начали догадываться (или всегда это чувствовали): Маркс – отец, Ленин – сын, а коммунизм – святой дух. Эта троица заняла пустовавшее «святое место» Святой Троицы в душах людей.

Теперь абсолютно понятно, почему коммунисты так неистово боролись с религией. Светлое будущее коммунизма – Царствие Небесное, портреты вождя мирового пролетариата в каждом красном углу – иконы, партсобрания – богослужения, партбилет – нательный крест, НКВД – святая инквизиция, концлагеря – крестовые походы. Вы можете самостоятельно привести неисчислимое количество аналогий и убедиться, что коммунизм не отличается от религии не только по содержанию, но даже по форме.

В конце 80-х годов прошлого века в России произошло второе по счёту за столетие обрушение Веры. На Российский Престол опять взошли пустота, разочарование и стыд…

Конечно, нельзя начинать перенастраивать пианино за пять минут до начала концерта или вдруг решить, что вы будете играть на балалайке, которую никогда раньше в руках не держали. Равно как нельзя пытаться коренным образом перестраивать самосознание людей, для формирования внутреннего контроля, когда общество стоит перед реальной угрозой раскола и гражданской войны. Поэтому, лично я, считаю, что хронология развития событий в России в последние 10-15 лет является далеко не самым худшим вариантом. В любом случае, слава «Богу» и его очередному внешнему контролю, мы обошлись значительно «меньшей кровью».

Но уже дважды обманутые люди подсознательно чувствуют, что и это тоже обман, пусть даже это самообман и каждый из нас сам «обманываться рад»… Тогда что же делать и куда теперь идти?

Глава вторая
Кто за нас в ответе?

Ответ, впрочем, как и всегда, нужно искать там, где всё началось. Где же начало? Найти его не так трудно, как кажется на первый взгляд. Если Бог «умер» во время третьей научно-технической революции, то начало надо искать в причинах первой.

Тут придётся обратиться к самой религии. Каждый ведь по-своему читает Библию. Поэтому однажды нашёлся человек прочитавший строки: «И создал Бог человека по образу своему и подобию» следующим образом: «Человек создан подобно Богу, значит, Человек суть Бог. Я есть Человек, значит, Я суть Бог». С этого-то всё и началось!

Раньше Человек противопоставлялся Богу, сам Бог занимал центральное место, а человек находился как бы на периферии. Законы мироздания, сотворённые Богом, считались не просто принципиально непознаваемыми, а ещё и запрещёнными для познания. Стало быть, и любая наука, кроме изучения слова Божия, противоречила религии.

Внесённое «уточнение» коренным образом изменило сознание людей. Если «Я суть Бог», значит мне не просто не запрещено, но Я могу (смогу) познать законы мироздания, сотворённые Богом. Именно изменение самосознания людей в каком-то смысле дало «отмашку» для начала первой в истории человечества научно-технической революции.

Но это было лишь началом изменений в самосознании людей. Бог и Человек постепенно начали меняться местами. Человек переместился в центр (стал фигурой), а Бог не исчез, а стал, как бы окружать его со всех сторон (превратился в фон).

Теперь осталось сделать только одно очень важное уточнение: все эти изменения происходили в религиозных течениях Западной Европы. Именно поэтому наши соседи гораздо спокойнее восприняли «смерть Бога» во время третьей научно-технической революции. Бог в их сознании не «умер» ни с того ни с сего, оставив после себя пустоту, а был вытеснен и заменён на Нечто другое. Этим Нечто был Человек.

В России же, традиционно следовавшей канонам православия, телега попросту оказалась впереди лошади. Бог именно «умер» – центр исчез, а Человек так и остался фоном на периферии. Дальше просто происходила последовательная замена одного центра на другой.

Ничего не напоминает? По-моему очень похоже! Именно на этих принципах построены наша и западная модели гражданского общества. У них в центре находится Человек, а государство окружает его. У нас в центре находится некая «Идеальная Идея», а люди сиротливо стоят в сторонке.

Именно из такого принципа самосознания «растут ноги» у американской формулы счастья: make yourself, которая вопреки обычным представлениям дословно переводится на русский язык отнюдь не «сделай себя». По-русски такой перевод можно понять и как «победи себя», «превзойди себя» и даже некоторым другим весьма непристойным образом. Make yourself дословно – сделайся, а вкладываемый потаённый смысл – «стань фигурой (центром), а не фоном».

Русские же сказки всегда построены на ожидании чуда: то золотая рыбка в сеть попадётся, то щука подсобит, то лягушка в царевну превратится. И даже Илья Муромец стал непобедимым богатырём, пролежав до этого на печи 30 лет и 3 года.

Справедливости ради, надо признать, что в русском коллективном бессознательном тоже бродили аналогичные представления: «на Бога надейся, а сам не плошай». Но даже из самой формулы, в которой Бог стоит на первом месте, т.е. является центром, на который человеку и стоит уповать, прекрасно видно, что дело не могло зайти дальше декларативных заявлений.

Как это ни кощунственно, может быть, звучит, но наша «Россия-Матушка», которую очень-очень люблю, вместе с её неповторимым народом, должна в нашем сознании подвинуться и уступить свой трон Человеку – каждому из нас. Только самими собой мы сможем заполнить ту чернеющую до сих пор пустоту, которая образовалась в нас после «смерти Бога».

Никто не сделает этого вместо нас самих! За свои жизнь и благополучие каждый несёт ответственность сам. И не важно, ЧТО мы делаем, главное – что мы ДЕЛАЕМ, а не стоим сиротливо в сторонке, размышляя о судьбах вселенной. Поскольку это как раз тот случай, когда сознание (самосознание) первично. Только изменив его, мы сумеем изменить и «бытие».

А раз так, то не стоит с ходу хвататься за наши любимые наиглобальнейшие проблемы и сразу же пытаться строить «коммунизм» в одном отдельно взятом районном судебно-медицинском отделении. Кран надо читать именно как кран, а не «кран». Это не метафора. В нашей жизни огромное количество маленьких, самых маленьких и даже наимельчайших бытовых проблем, которые только и ждут, когда мы оторвёмся от своих тяжёлых дум и займёмся ими. Начинать надо не с толчка рекордного веса, а с утренней зарядки, потом сам «втягиваешься», главное, чтобы это было нужно тебе самому.

Послесловие

Для чего я всё это написал? Я не пытался дать исчерпывающие ответы на вопросы, которые в нашем обществе, на мой взгляд, ещё и не стоят должным образом. Более того, невозможно объяснить другому человеку, как ездить на велосипеде, это можно лишь прожить, прочувствовать. Равно как и невозможно объяснить другому человеку понятие «центра» в моей голове.

Мне хотелось, чтобы вы для начала просто задумались, а ответы каждый даст для себя сам. И если после прочтения текста вы откинетесь на спинку стула и просидите так хотя бы секунд 30, значит, я не зря старался.

Тем не менее, слова – слишком ущербный инструмент для передачи мысли от одного человека к другому. Трансформация, происходящая дважды, – это как перевод с русского на английский и обратно с помощью электронного переводчика. При этом неизбежно возникают ошибки. Поэтому считаю необходимым сделать несколько уточнений (как не надо ездить на велосипеде и чего я совершенно точно не имел в виду).

Во-первых, я не пытался каким-либо образом дискредитировать религию и этот текст вообще не про неё. Я не могу назвать себя верующим человеком, поскольку не ношу креста, не хожу в церковь и не верю в библию, как в книгу, как в Чудо. Но при этом я осмысленно и осознанно разделяю содержание библии и абсолютное большинство религиозных ценностей. Только пришли они ко мне не снаружи, а изнутри.

Во-вторых, я не пытался пинать и без того давно лежащих на земле коммунистов, поскольку не считаю события XX века в России их личной виной. Это была наша общая трагедия, основанная на непонимании куда идти и что делать.

В-третьих, я не пытался критиковать существующую сегодня в России политическую систему и лично её президента – премьер-министра. Мы сохранились не только как государство, как нация, как народ, но даже как совокупность братских народов. Великое дело! И его заслуги в этом сложно преувеличить. Мне почему-то кажется, что как раз он давно и прекрасно знает всё здесь написанное. Остаётся лишь надеяться, что ради мечты видеть Россию самодостаточной и от того сильной, а мне хочется верить, что такая мечта у него есть, он готов пожертвовать своим троном. Но прежде, чем наша внутренняя политика станет «мультиполярной», должны появиться другие полюса, а они не могут сформироваться по чьей-то чужой воле.

И последнее, самое важное уточнение. Я не призывал нестись сломя голову догонять и перегонять Запад, ставя «личные» интересы на первое место, набивая собственные карманы, наплевав на мораль и всех окружающих, и теряя при этом нашу уникальную самобытность, которая мне очень дорога. Вы не найдёте там ответов на все вопросы, просто вопросы будут другими. Потому что Бог «умер» для всех! Разница заключается лишь в том, что мы осиротели, хоть и в сторонке, но зато «всем миром», а они пережили эту смерть каждый по одиночке, запертыми внутри пустоты, которую раньше заполнял окружавший их Бог. А одиночество скажу я вам… Впрочем, я опять увлёкся, это уже совсем другая история…